Rambler's Top100

№ 19 - 20
7 - 20 мая 2001


О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Социально-демографическая политика в документах и комментариях 
Вопросы социально-демографической политики в Послании Президента Федеральному собранию 3 апреля 2001 года (Цитаты, факты, комментарии)

Уровень жизни не желает идти в ногу с успехами экономики

А еще надо кормить пенсионеров

Примечание демографа к проектам нового Трудового кодекса

Число чиновников растет так же быстро, как и число осужденных

И со здоровьем не все здорово

Укрепление государственности - цель или средство?

Рубрику ведет Валерий Елизаров

А еще надо кормить пенсионеров

"Не менее важным государственным приоритетом является обеспечение гражданам гарантий достойной старости. В стране продолжается убыль населения. Доля пожилых людей со временем будет становиться еще больше. Нагрузка на трудоспособное население будет расти. Мы с вами знаем все прогнозы в этой сфере".

Убыль продолжается. И достигла в 2000 году рекордного уровня: число умерших превысило число родившихся на 958 тысяч человек (в 1999 году - на 930 тысяч). При этом естественная убыль была компенсирована миграционным приростом на 21,6% (в 1999 году - на 16,7%). За два последних года численность россиян сократилась на 1,5 миллиона человек.

Доля пожилых в общей численности населения будет продолжать расти, особенно после 2006 года, и достигнет к 2016 году 24,8% (каждый четвертый будет в пенсионном возрасте).

А вот насчет роста нагрузки на трудоспособное население - тут советники и спичрайтеры немного слукавили. Не все так просто и ясно. Мы с вами тоже знаем все прогнозы в этой сфере.

Нагрузка на трудоспособное население слагается из детей и пенсионеров. Нагрузка детьми будет продолжать сокращаться, т.к. численность населения трудоспособного возраста возрастет с 86,4 миллиона человек в 2000 до 89,8 миллиона в 2006 году, а численность детей моложе трудоспособного возраста сократится за этот же период с 29 миллионов до 22,3 миллиона (до 20,6 миллиона к 2012-2016 годам).

Нагрузка пожилыми также будет сокращаться вплоть до 2006 года. Число лиц старше трудоспособного возраста, достигшее максимума - 30,5 миллиона в 1997-1999 годах, - сократится к 2006 г. до 29,1 миллиона. И лишь начиная с 2007 года "вход" в трудовые ресурсы станет меньше "выхода" и начнется постепенный рост нагрузки пожилыми, в силу как снижения численности трудоспособных (до 80,4 миллиона человек к 2016 году), так и роста числа пожилых (до 33,4 миллиона к 2016 году).

В целом нагрузка на население трудоспособного возраста иждивенцами (дети+пожилые / трудоспособные) все годы, вплоть до 2016 будет меньше, чем она была в 2000 (!). После достижения в 1992-1994 годах наивысшего значения в 0,77, нагрузка на население в трудоспособном возрасте снижается (в 2000 году - 0,69), и будет продолжать снижаться до нижней отметки в 0,57 в 2006-2009 годах. Лишь после 2010 будет заметный рост иждивенческой нагрузки - до 0,67 в 2016. Но это все равно будет меньший уровень, чем в 80-90-е годы. Если же набраться храбрости и предположить некоторый рост производительности труда, хоть на пару процентов (последние годы мы напрочь забыли об этом возможном источнике экономического роста), то будущая нагрузка на трудоспособных будет еще менее обременительной. Следует упомянуть и определенную условность этих расчетов, так как объем и структура расходов (домохозяйств и государства) на детей и пенсионеров не совпадают. Прожиточный минимум ребенка на 20-30% больше, чем для пенсионера. В то же время расходы государства на социальное обеспечение пенсионеров (пенсии, льготы, медицинская помощь, социальное обслуживание и т.п.) отличаются от расходов на детей (образование, здравоохранение, пособия и пенсии и т.п.) видимо в большую сторону, хотя это не бесспорно. Нужны специальные и достаточно сложные расчеты.

"…Возможности нашего государства обеспечить достойный уровень жизни и нынешним, и будущим пенсионерам, к сожалению, невелики. Их сегодня хватает лишь для выплаты минимальной пенсии.

Да, за прошлый год нам удалось немного улучшить жизнь пожилым людям. Пенсии стали регулярно выплачивать. Они выросли - в реальном выражении - примерно на 28 процентов. И это был самый серьезный рост за последние несколько лет. В этом году должны сделать еще один шаг вперед - добиться того, чтобы средняя пенсия превзошла прожиточный минимум. Задачи-то, посмотрите, какие у нас скромные.

Но при сохранении ныне действующей системы мы не сумеем обеспечить достойный уровень жизни пенсионерам. Поэтому следует, не откладывая, доработать механизмы перехода к действительно эффективной пенсионной системе. Люди к этому готовы. Опросы показывают, что более 60 процентов граждан России считают необходимыми кардинальные изменения в самих принципах работы пенсионной системы страны. Для обсуждения базовых параметров перехода к новой системе мы создали Национальный совет по пенсионной реформе. Он должен стать эффективным инструментом формирования политики в этой важнейшей для всего общества сфере, а также органом, где будут вырабатываться новые принципы пенсионного законодательства.

Сегодня никто из работающих точно не знает, какую пенсию он будет получать. Никто! Не знает, поскольку пенсия определяется не его собственным вкладом, а тем, сколько пенсионных отчислений будут делать в будущем будущие поколения работников. А насколько эффективно они будут работать, сейчас мы не можем сказать.

Нам нужен переход к понятной системе накопления средств на старость. Люди должны быть уверены, что каждый рубль, заработанный ими, прямо влияет на величину их пенсии. Это станет дополнительным стимулом в том числе и к выводу из "тени" заработной платы".

Переход к накопительной системе назрел, вопрос лишь в его тактике, в обоснованности темпов.

В Послании ни слова не говорится об изменении (повышении) границ пенсионного возраста. Видимо, спичрайтеры не захотели вкладывать в уста Президента столь непопулярную, но, скорее всего, неизбежную меру. В любом случае, как бы ни складывалась далее судьба пенсионной реформы, необходима ее тщательная демографическая экспертиза, как на стадии доработки концепции, так и на стадии проработки механизмов реализации.

Вернуться назад
Версия для печати
Вернуться в начало
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most