Rambler's Top100

№ 17 - 18
23 апреля - 6 мая 2001


О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая
полоса

содержание
номера

читальный
зал

приложение

обратная
связь

доска
объявлений

   

поиск

архив

перевод
translation

Оглавление
Тема номера
КАК УЙТИ ОТ СИСТЕМЫ ВСЕОБЩИХ ЛЬГОТ?

Советское наследие

Что изменилось за 10 лет рыночных реформ?

Социальные льготы и новое неравенство

Почему необходимо реформировать систему льгот?

Как будем реформировать?

Кто выиграет, кто проиграет?

Темы предыдущих номеров

Над темой номера работала Лилия ОВЧАРОВА

См. также Архив Темы номеров

 

Что изменилось за 10 лет рыночных реформ?

С началом рыночных преобразований основной задачей системы социальной защиты стала оперативная реакция на обостряющиеся социально-экономические проблемы (рост числа бедных и безработных, появление беженцев и мигрантов, невыплаты заработной платы и пенсий и пр.). В результате появились новые виды социальных пособий и льгот на федеральном, региональном и местном уровнях. Но основные социальные обязательства и принципы социальной поддержки советского периода были сохранены, разного рода льготами было охвачено около 70% всего населения. По оценкам Минтруда РФ, к 2000 году они распределялись на 10 крупных категорий (см. таблицу).

Основные категории лиц, получавших социальные льготы в 2000 году

Категории льготников

Доля в %

Учащиеся школ

27,9

Ветераны труда

22,2

Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны (ВОВ)

12,9

Инвалиды, включая детей

8,6

Дети в возрасте до 3 лет

4,6

Военнослужащие (включая членов их семей) и граждане, уволенные в запас, сотрудники МВД

4,5

Учащиеся общеобразовательных школ из многодетных семей

2,4

Лица, проживающие на территориях с льготным социально-экономическим статусом

1,9

Участники ВОВ, инвалиды ВОВ и члены их семей

3,8

Прочие льготные категории

11,2

Всего

100,0

К настоящему времени в России сложилось огромное и едва ли оправданное многообразие различных форм и видов социальной поддержки. Только на федеральном уровне установлено около 156 видов социальных выплат, льгот, пособий и дотаций, оказываемых 236 категориям населения. Закономерным следствием такой политики стало несоответствие обязательств государства реальным бюджетным возможностям: в 1999 г. обязательства только по федеральным льготам и пособиям составили 15% ВВП, при этом реальные расходы консолидированного бюджета по статьям раздела "Социальная политика" составили 1,7% ВВП, или 6% суммарных расходов консолидированного бюджета. Это означает, что право значительной части получателей льгот оказалось не реализованным.

 

Вернуться назад
Версия для печати
Вернуться в начало
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most