Rambler's Top100

№ 15 - 16
9 - 22 апреля 2001


О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая
полоса

содержание
номера

обратная
связь

доска
объявлений

   

поиск

архив

приложение

перевод

Оглавление
Профессия: исследователь
Актуальные проблемы демографической политики
Выступления на заседание Демографической секции Центрального Дома ученых РАН 20 марта 2001 года

А.Г.Волков (Вступительное слово)

Е.М.Андреев

В.Н.Архангельский

В.А.Борисов

А.Г.Вишневский

В.В.Елизаров

Ж.А.Зайончковская

С.В.Захаров

В.И.Мукомель

В.И.Переведенцев

А.Б.Синельников

Т.А.Федотовская

В.И.Мукомель, к.э.н. (Центр этнополитических и регио-нальных исследований)

Как бы ни формулировались цели демографической политики, важнейшей из них будет противостояние убыли населения России и ее отдельных территорий.

Сомневаюсь, однако, что можно формулировать это как главную цель также политики миграционной. Последняя должна быть увязана с социальной и экономической политикой государства, касающейся других сторон жизни страны и каждого региона.

Привлечение иммигрантов вряд ли может восполнить естественную убыль населения. Подсчеты показывают, что для этого в ближайшие 25 лет ежегодный миграционный прирост должен составлять 700-900 тысяч человек. Из стран СНГ и Балтии поток иммигрантов такого объема был только в 1994 г., а в последние годы не превышал 300 тысяч. Дополнительный ежегодный приток 500 тыс. мигрантов потребовал бы огромных затрат на создание рабочих мест, строительство жилья и т.п.

Затраты на привлечение иммигрантов из стран Третьего мира были бы меньше, но возникнут проблемы их адаптации, интеграции, правового положения в России, социально-политической и экономической стабильности и др. Подходы к решению всех этих проблем нужно учитывать уже при формулировании целей политики.

Активная иммиграционная политика неизбежно натолкнется на противодействие местных властей. Общество поражено вирусами ксенофобии. Мигрантов не любят нигде, и местные власти не могут этого не учитывать. Выбор между обеспечением прав и свобод людей и социально-политической стабильностью неизбежно будет в пользу последней.

Для активной иммиграционной политики сегодня нет ни материальных, ни социально-политических условий. Такая политика в качестве средства борьбы с депопуляцией требует взвешенной дозировки, четкого предвидения ее социальных и экономических последствий. Она должна быть селективной, причем нужна ясность, по крайней мере, в двух отношениях: какие контингенты (состав иммигрантов) мы собираемся привлекать, и откуда.

Важны и цели такого привлечения: потребность в рабочей силе диктует одну стратегию селекции, восполнение убыли населения - другую. Должна быть ясность в том, какие права и свободы Россия готова гарантировать иммигрантам, и каким образом их защищать.

Сегодня, быть может, важнее не активизировать прием новых иммигрантов, а обеспечить скорейшую и безболезненную интеграцию тех, кто уже прибыл в Россию: решить проблемы незаконной миграции, обеспечивать права вынужденных мигрантов и национальных меньшинств, формировать адекватную правовую базу. Это покажет потенциальным иммигрантам, что в России действительно хотят и готовы их принять.

Вернуться назад
Версия для печати
Вернуться в начало
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most