Rambler's Top100
№ - 6
5 - 11 февраля 2001


О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

Оглавление
В стране и в мире

Перепись населения 2002 года: нужны ли вопросы о числе детей? Письмо ученых.

Изменение структуры профессиональной подготовки российской молодежи

Число россиян на 1 декабря 2000 года - 144,9 миллиона

Увеличение миграционного прироста населения России замедлилось

Как стать американцем, канадцем, французом или немцем

Почти каждый десятый житель США - иностранец по рождению

2728 погибших и 7971 раненых военнослужащих в Чечне с 1 октября 1999 года

Краткие сообщения

Газеты пишут о …

Что мы знаем о лисе?..

Изменение структуры профессиональной подготовки российской молодежи

"Структурная перестройка системы профессиональной подготовки отражает смещение основных отраслевых пропорций, вызванное стагнацией производственного сектора. Так, в 90-е годы удельный вес подготовки специалистов с высшим образованием для отраслей промышленности, строительства и сельского хозяйства сократился с 45% до 40,2%, а для отраслей непроизводственной сферы он возрос с 50,4% до 55,3%. В подготовке специалистов среднего звена произошли менее заметные изменения. Доля их подготовки для промышленности, строительства и сельского хозяйства возросла с 47,4% до 51%, а для отраслей непроизводственной сферы сократилась с 45,4% до 41,3%. В подготовке рабочих кадров вслед за перестройкой экономики произошли изменения, способные оказать на нее ответное негативное влияние в ближайшей перспективе. Так за 1990-1998 годы доля подготовки рабочих для производственной сферы сократилась с 83,3% до 47,6%, а для непроизводственной - возросла с 9% до 18,8%".



Отраслевая структура подготовки молодых рабочих и специалистов в России.
1990 и 1998 годы

Россия 99. Социально-демографическая ситуация.
Под ред. Н.М. Римашевской. М., 2000, с. 113-120.

Вопрос Демоскопа

По данным ЮНЕСКО, в конце 80-х годов структура профессионального образования в СССР существенно отличалась от соответствующей структуры в других развитых странах, более богатых и благополучных. Вот соответствующие данные.

Доля учащихся по отраслям знания, 1988 год, в процентах

 

 

Отрасли знания

Образование (педагогика и подготовка преподавателей

Гумани-тарные науки

Право и общест-венные науки

Естественные, технические и сельскохо-зяйственные науки

Медицина

СССР

19

14

7

52

7

ФРГ

4

15

29

36

13

Великобритания

8

13

29

29

14

Швеция

10

14

28

28

13

Япония

9

19

38

23

6

Источник: Доклад о положении дел в области образования в мире за 1991 год.
ЮНЕСКО, 1991, Таблица 9 Приложения.

Из приведенной таблицы следует, что структура советского профессионального образования отличалась от его структуры в других странах прежде всего намного более высокой долей изучавших естественные, технические и сельскохозяйственные науки, то есть готовивших себя к работе в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве или их научном обслуживании. Доля же готовившихся к работе в "непроизводственной сфере", например, в медицине, юриспруденции, экономических и других общественных науках, культуре, искусстве и т.п., была намного меньшей, чем везде.

Сейчас, судя по всему, происходит сближение российской структуры образования с ее структурой в других промышленно развитых странах.

Наш вопрос: правильно ли видеть в этом сближении только "смещение основных отраслевых пропорций, вызванное стагнацией производственного сектора" и ожидать от него "ответного негативного влияния в ближайшей перспективе"?

 

Вернуться назад
Вернуться в начало
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most