№ - 2
8 - 14 января
2001

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

Оглавление
Тема номера
Россияне под колесами автомобиля

Автомобилей мало, но их число быстро растет

Автомобилей мало, а жертв много

Хорошо еще, что погибают не все пострадавшие

В России опасно быть пешеходом

На каких дорогах гибнем?

Кто виноват и что делать?

ДТП по экономическим районам: интерактивная карта

Последние известия

 

Кто виноват и что делать?

По оценке Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, основные причины аварийности на автомототранспорте в 1999 году распределялись следующим образом:

  • нарушения Правил дорожного движения водителями - 74,7%,
  • нарушения Правил дорожного движения пешеходами - 30,3%,
  • неудовлетворительное состояние улиц и дорог - 12%,
  • техническая неисправность транспорта - 2,6%.

Из этого анализа следует, что даже если бы улицы, дороги и транспорт были в идеальном состоянии, - а это, если верить ГИБДД, уже не за горами, - то нарушений правил участниками дорожного движения с лихвой хватило бы на то, чтобы уровень аварийности на дорогах оставался таким, каков он и есть сейчас. Анализ не идет так далеко, чтобы предложить заменить всех российских водителей, а заодно и пешеходов более дисциплинированными американскими или японскими, но что-то в этом роде приходит в голову, потому что остальные резервы почти исчерпаны.

Не станем же мы искать эти резервы в улучшении работы самой Государственной инспекции безопасности дорожного движения, так сказать, перекладывать ответственность с больной головы водителей и пешеходов на здоровую голову ГИБДД. Или, скажем, упрекать Министерство здравоохранения в том, что наши медики спасают от смерти в 5-10 раз меньше пострадавших в автомобильных катастрофах, чем их европейские или американские коллеги. Разве они виноваты, например, в том, что неэффективна существующая система обнаружения ДТП? Что из-за слабо развитой телефонной связи невозможно наладить эффективную систему аварийного вызова? Что из-за нищеты служб скорой помощи она не в состоянии обеспечить своевременное спасение и эвакуацию пострадавших с места катастрофы, оказать им полноценную медицинскую помощь?

И уж совсем несправедливо было бы предъявлять претензии к Правительству России в целом. Оно еще в 1996 году утвердило Федеральную целевую программу "Повышение безопасности дорожного движения в России" на 1996-1998 годы, в соответствии с которой предполагалось за три года сократить число погибших в ДТП на 10-20% (сохранение жизни от 3,2 до 6,5 тысячи человек). К сожалению, в 1997-1998 годах финансирование было в несколько раз ниже предусмотренного, и выполнение программы было продлено до 2000 года. Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях в 1996 году составило 29,5 тысячи человек, а в 1999 - 29,7 тысячи, но в этом уж точно никто не виноват, кроме водителей и пешеходов. Разве что еще мотоциклисты и велосипедисты.

Впрочем, и их особенно винить не приходится. Возьмите, например, водителей - владельцев большинства транспортных средств. Они люди, в большинстве своем, небогатые, покупать дорогие новые модели, часто менять машины им не по карману. Известно, что рост российского автопарка в последние годы сопровождается увеличением количества транспортных средств со сроками эксплуатации, превышающими нормативные, в том числе подержанных автомобилей, ввезенных из-за рубежа. Средний возраст автомобиля в отечественном автопарке составляет 10,8 года. И при этом (если верить ГИБДД) техническая неисправность транспорта служит причиной лишь 2,6% всех аварий. Видимо, недисциплинированность наших водителей как-то уживается в них с техническим гением, который позволяет поддерживать наш видавший виды автопарк практически в безаварийном техническом состоянии. А завези сюда американских водителей, дисциплинированных, так они, чего доброго, потребуют и новых машин, и новых дорог - и опять головная боль.

Нет уж, пусть все остается, как было. И ничего делать не надо. Виноваты пострадавшие - пусть их это и волнует. А у государства и без того забот - полон рот.

Вернуться назад
Вернуться в начало
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most