|
Кто виноват и что делать?
По оценке Государственной инспекции безопасности дорожного
движения МВД РФ, основные причины аварийности на автомототранспорте
в 1999 году распределялись следующим образом:
- нарушения Правил дорожного движения водителями - 74,7%,
- нарушения Правил дорожного движения пешеходами - 30,3%,
- неудовлетворительное состояние улиц и дорог - 12%,
- техническая неисправность транспорта - 2,6%.
Из этого анализа следует, что даже если бы улицы,
дороги и транспорт были в идеальном состоянии, - а это, если верить
ГИБДД, уже не за горами, - то нарушений правил участниками дорожного
движения с лихвой хватило бы на то, чтобы уровень аварийности на
дорогах оставался таким, каков он и есть сейчас. Анализ не идет
так далеко, чтобы предложить заменить всех российских водителей,
а заодно и пешеходов более дисциплинированными американскими или
японскими, но что-то в этом роде приходит в голову, потому что остальные
резервы почти исчерпаны.
Не станем же мы искать эти резервы в улучшении работы
самой Государственной инспекции безопасности дорожного движения,
так сказать, перекладывать ответственность с больной головы водителей
и пешеходов на здоровую голову ГИБДД. Или, скажем, упрекать Министерство
здравоохранения в том, что наши медики спасают от смерти в 5-10
раз меньше пострадавших в автомобильных катастрофах, чем их европейские
или американские коллеги. Разве они виноваты, например, в том, что
неэффективна существующая система обнаружения ДТП? Что из-за слабо
развитой телефонной связи невозможно наладить эффективную систему
аварийного вызова? Что из-за нищеты служб скорой помощи она не в
состоянии обеспечить своевременное спасение и эвакуацию пострадавших
с места катастрофы, оказать им полноценную медицинскую помощь?
И уж совсем несправедливо было бы предъявлять претензии
к Правительству России в целом. Оно еще в 1996 году утвердило Федеральную
целевую программу "Повышение безопасности дорожного движения в России"
на 1996-1998 годы, в соответствии с которой предполагалось за три
года сократить число погибших в ДТП на 10-20% (сохранение жизни
от 3,2 до 6,5 тысячи человек). К сожалению, в 1997-1998 годах финансирование
было в несколько раз ниже предусмотренного, и выполнение программы
было продлено до 2000 года. Число погибших в дорожно-транспортных
происшествиях в 1996 году составило 29,5 тысячи человек, а в 1999
- 29,7 тысячи, но в этом уж точно никто не виноват, кроме водителей
и пешеходов. Разве что еще мотоциклисты и велосипедисты.
Впрочем, и их особенно винить не приходится. Возьмите,
например, водителей - владельцев большинства транспортных средств.
Они люди, в большинстве своем, небогатые, покупать дорогие новые
модели, часто менять машины им не по карману. Известно, что рост
российского автопарка в последние годы сопровождается увеличением
количества транспортных средств со сроками эксплуатации, превышающими
нормативные, в том числе подержанных автомобилей, ввезенных из-за
рубежа. Средний возраст автомобиля в отечественном автопарке составляет
10,8 года. И при этом (если верить ГИБДД) техническая неисправность
транспорта служит причиной лишь 2,6% всех аварий. Видимо, недисциплинированность
наших водителей как-то уживается в них с техническим гением, который
позволяет поддерживать наш видавший виды автопарк практически в
безаварийном техническом состоянии. А завези сюда американских водителей,
дисциплинированных, так они, чего доброго, потребуют и новых машин,
и новых дорог - и опять головная боль.
Нет уж, пусть все остается, как было. И ничего делать
не надо. Виноваты пострадавшие - пусть их это и волнует. А у государства
и без того забот - полон рот.
|